Пневмония у детей сестринский диагноз

Оказание сестринского ухода при пневмонии

Пневмония – воспаление легочной ткани. Большинство ее видов поддаются терапии только в больничных условиях. План лечения пациента разрабатывается врачом, а сестринский уход при пневмонии помогает его реализовать.

  • Виды пневмонии, требующие сестринского ухода
  • Основные этапы ухода за больными
  • Обязанности медсестры
  • Лечебная дыхательная гимнастика

Виды пневмонии, требующие сестринского ухода

Сестринский процесс при пневмонии необходим в случае ее возникновения в детском и пожилом возрасте, при появлении осложнений, тяжелой форме ее протекания, наличии сопутствующих болезней. Необходимость ухода медицинской сестры, в зависимости от формы пневмонии:

  • очаговая – воспаление участка площадью не более 1 см у ребенка младше 5 лет;
  • очагово-сливная – присутствие нескольких очагов поражения;
  • долевая – распространение воспаления на весь орган;
  • острая – необходимо срочное помещение в реанимацию.

Основные этапы ухода за больными

Поэтапный уход обеспечивает контроль здоровья пациента. Каждый этап сестринского процесса при пневмонии состоит из определенных мер диагностики, способов лечения, и других манипуляций.

Обследование пациента

На данном этапе пациенту оказывается первая сестринская поддержка, происходит знакомство. Больной осведомляется о местоположении туалета, столовой, комнат врачей, и о возможности экстренного вызова специалиста. При размещении в палате пациент должен подписать лист с согласием на медицинское обследование и лечение, в котором прописаны все обязательства обеих сторон.

Обследование начинается со сбора анамнеза и жалоб. Сестра должна выяснить следующую информацию у пациента:

  • наличие хронических заболеваний – особое влияние на течение пневмонии оказывают туберкулез, гепатиты, сифилис, ВИЧ-инфекция;
  • медикаментозное лечение в настоящее время;
  • необходимость регулярного приема лекарств – для поддержания самочувствия при сахарном диабете, нарушении давления и т. д.;
  • наличие аллергии;
  • злоупотребление вредными привычками;
  • нарушение сна или стула;
  • боязнь крови;
  • повышенная светочувствительность.

По окончании беседы сестрой устанавливается диагноз, включающий в себя сопутствующие болезни и симптомы пневмонии. Указываются и индивидуальные особенности пациента, которые могут повлиять на дальнейшее лечение – частые мигрени, присутствие аллергии, повышенная нервная возбудимость.

Симптомы пневмонии, определяемые во время обследования медицинской сестрой:

  • лихорадочное состояние;
  • высокая температура тела;
  • кашель, отхождение темной мокроты;
  • учащение пульса;
  • неравномерное дыхание;
  • общая слабость и недомогание;
  • болезненные ощущения в грудной клетке.

По результатам обследования сестрой, предыдущим анализам и прочим жалобам пациента врачом устанавливается тяжесть заболевания и особенности его протекания.

Оценка выявленных проблем

Следующий этап основывается на информации, полученной сестрой при диагностике пациента. Для улучшения его состояния при пневмонии назначается симптоматическое лечение. Оно включает в себя применение обезболивающих, жаропонижающих, мочегонных препаратов. При сильной одышке путем сестринского вмешательства устанавливается специальный кислородный ингалятор, облегчающий дыхание.

Примерный терапевтический курс определяется по установленному первичному диагнозу. Более точный вид болезни выявляется при проведении диагностических исследований. На данном этапе сестра определяет сопутствующие заболевания или симптомы, требующие дополнительной терапии. Пневмония может сопровождаться следующими осложнениями:

  • интоксикация – проявляется головокружением, нарушением пищеварения, тошнотой, рвотой;
  • дыхательная недостаточность – тахикардия, сильная боль в грудной клетке, одышка;
  • расстройства неврологического характера – повышенная тревожность, нарушение сна, страх перед болезнью.

При отсутствии терапии данных болезней и симптомов могут возникнуть осложнения, приводящие к хронической форме заболевания. В некоторых случаях при отсутствии врачебного и сестринского вмешательства возможно появление сердечно-сосудистой и легочной недостаточности, панических атак, нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

Составление и реализация плана терапии

После проведения первых двух этапов сестринского вмешательства при пневмонии окончательно определяется курс лечения. Больному рекомендуется соблюдать постельный режим, находиться в состоянии покоя, принимать назначенные препараты. Терапия направлена на снижение температуры, устранение кашля, снятие болевых ощущений. Если кашель сухой, то назначаются средства для улучшения отхождения мокроты.

Сестринское ассистирование может помочь при затруднении самостоятельного отхаркивания. Для этого используются специальные шпатели или баллончики. Сестра обязана оказать помощь и при других проблемах – при нарушении стула она устанавливает клизму, а при воспалении кожных покровов осуществляет втирания. При необходимости вводятся дополнительные препараты для улучшения самочувствия.

Питание при пневмонии корректируется медицинским персоналом и сестрой – пациенту предлагают блюда с большим количеством молочных продуктов, овощей и фруктов. Такая диета укрепляет иммунитет и способствует выздоровлению. При интоксикации она строго ограничена и представляет собой прием жидких супов и безмолочных каш, морсов и травяных отваров. В тяжелом случае назначается голодание – сестра поддерживает организм за счет внутривенного вливания питательных растворов.

Сестринская помощь пациенту на данном этапе:

  • поддержание климата и чистоты в палате;
  • сообщение о начале медицинских процедур;
  • контроль положения пациента – его нужно периодически переворачивать;
  • своевременная чистка медицинских приборов личного пользования;
  • стимулирование активности пациента соответственно возрасту и степени тяжести болезни;
  • обучение больного правильному дыханию;
  • проведение гигиенических процедур или напоминание об их необходимости.

Анализ эффективности терапии

Скорость выздоровления определяется активностью медицинской сестры и правильностью подобранного лечения. При соблюдении всех условий пневмония отступает через 2 недели после начала терапии в больничных условиях. При отсутствии улучшений лечебный курс корректируется врачом – изменяется дозировка препаратов, питание, частота и вид физиотерапии. Сестринская помощь заключается только в уходе за пациентом и контроле за прохождением процедур.

Нередко эффективность лечения пневмонии зависит от сестринской поддержки. При установлении доверия пациенты могут жаловаться на ухудшение самочувствия именно ей, врачам об этом часто ничего не говорят. Чаще всего сестре поступают жалобы на отсутствие эффекта от терапии, появление запоров, одышки, непрекращающуюся боль в груди.

При полном выздоровлении пациент выписывается. Для предотвращения возникновения рецидива пневмонии рекомендуется проходить регулярные обследования в течение года. Дополнительно для поддержания восстановительного процесса врач может назначить курс иммуностимулирующих препаратов и витаминных комплексов, рекомендовать изменение образа жизни – следует отказаться от вредных привычек, регулярно выполнять гимнастику. Хороший эффект окажет периодическое санаторно-курортное лечение.

Обязанности медсестры

Медицинская сестра ежедневно должна выполнять следующие обязанности:

  • проверка состояния пациента, знакомство с больничным распорядком при его поступлении;
  • осуществлять контроль санитарного состояния больничных палат, регулярной уборки и проветривания;
  • сбор биоматериала для диагностики (кал, моча, кровь);
  • смена постельного белья по мере необходимости;
  • измерение температуры тела, пульса, дыхания, количества мокроты пациента, занесение данных в больничный лист;
  • информирование врача о состоянии больных;
  • транспортировка пациентов до процедурных или диагностических кабинетов;
  • раздача медикаментов;
  • проведение некоторых медицинских процедур – постановка уколов, горчичников, банок, клизм;
  • ведение учета выдачи лекарственных препаратов и дежурств;
  • оказание экстренной доврачебной помощи.

У детей пневмония протекает более тяжело, поэтому маленьким пациентам необходим особый уход. Наибольшее внимание медицинской сестре следует оказывать младенцам и детям младше трех лет. Такая сестринская помощь заключается в следующих рекомендациях для родителей:

  • чаще брать ребенка на руки;
  • кормить большим количеством фруктов;
  • не кормить младенца насильно;
  • не пеленать туго;
  • следить за гигиеной ребенка.

Медицинская сестра предупреждает взрослых о возможных побочных эффектах терапии, проводит профилактику вздутия живота. Многие молодые родители негативно относятся к большому количеству лекарств в младенческом возрасте – в этом случае сестринская помощь заключается в убеждении в правильности и необходимости приема медикаментов для лечения пневмонии.

Лечебная дыхательная гимнастика

С ее помощью улучшаются газообменные процессы в легких, местное кровообращение, восстанавливаются функции капилляров. Это снимает одышку при пневмонии, улучшает работу органов дыхания, укрепляет местную мускулатуру и расслабляет мышцы туловища. Проведение такой гимнастики под контролем сестринской поддержки ускоряет процесс выздоровления. Упражнения имеют некоторые противопоказания:

  • высокая температура;
  • лихорадка;
  • интоксикация;
  • сердечная недостаточность;
  • сильная слабость;
  • присутствие ВИЧ-инфекции;
  • онкологические болезни.

Как правило, медицинская сестра рекомендует ее выполнение пациентам при начале выздоровления. Она осуществляет контроль за частотой и правильностью ее проведения. Упражнения следует делать сидя или лежа на кровати, не торопясь. Сестринское вмешательство в это время заключается в контроле пульса – он не должен повышаться.

Дыхательную гимнастику при пневмонии нужно выполнять трижды в день по 10–15 минут. В процессе выздоровления сестра может добавить ходьбу во время дыхания – тогда продолжительность упражнений возрастает до 20–30 минут.

  • очищающее дыхание – глубокий вдох задерживается на несколько секунд, затем воздух через рот выталкивается короткими толчками;
  • с плотно сжатыми губами – глубокий вдох носом, выдох ртом через несколько секунд, губы при этом не разжимать;
  • произношение звуков – выполняется так же, как очищающее дыхание, но при выдохе необходимо произносить короткие звуки.

Каждое упражнение нужно повторять по 8–10 раз.

Использованные источники: tvoypulmonolog.ru

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
— активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
— наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
— динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
— обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
— консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
— проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Использованные источники: sestrinskoe-delo.ru

Сестринский процесс при пневмонии

Пневмония – это заболевание, которое характеризуется поражением легочной ткани. Существует несколько видов воспаления легких, но все они требуют комплексного подхода в лечении. Необходимые лекарства и физиотерапевтические процедуры назначаются врачом. Сестринский персонал контролирует выполнение предписаний врача и обеспечивает пациенту лучшие условия для выздоровления.

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях. Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий. Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года. В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха. Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим. Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии. Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета. Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором. При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день. Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции. Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Использованные источники: grippe.su

Сестринский уход при пневмонии у детей: как помочь ребенку легче перенести болезнь

При любом заболевании важно не только сам процесс лечения, но и правильный уход за больным. Дети требуют специального ухода, особенно при тяжелых воспалительных процессах, таких как пневмония.

Сестринский процесс – это совокупность специальных мероприятий по уходу за больным, который состоит из нескольких последовательных стадий и зависит от степени сложности заболевания.

Если пневмония легкой степени, без осложнений и у детей старшего возраста, то лечить ее можно в амбулаторных условиях. Воспаления легких требуют стационарной терапии с постоянным наблюдением в случаях если:

  • заболевшими являются дети до 3-х лет;
  • имеются осложнения пневмонии (например, абсцесс или сепсис);
  • у пациента диагностирована крупноочаговая, сегментарная, долевая, тотальная пневмония;
  • в анамнезе имеются тяжёлые сопутствующие заболевания.

Качественная сестринская помощь подразумевает правильную этапность процесса с необходимыми мероприятиями на каждом из них. Так, сестринский процесс при пневмонии у детей состоит из 5 этапов.

1 этап. Обследование пациента. Первым делом медсестра должна наладить доверчивые отношение с пациентом, в данном случае с ребенком и его родителями.

Она должна провести:

  • внешний осмотр,
  • измерить температуру, давление, пульс,
  • сравнить полученные результаты обследования с предыдущими.

Также медсестра должна отслеживать сдвиги формулы общего анализа крови и динамику рентген-исследования. Она должна обратить внимание на возможные осложнения по таким симптомам, как:

  • высокая температура (больше 39);
  • кашель с гнойной мокротой;
  • учащенный пульс и дыхание;
  • диффузный цианоз и акроцианоз;
  • вялость, сонливость;
  • боли в грудной клетке;
  • боль в спине и области груди при смене положения.

При наличии любого из симптомов, медицинская сестра должна это сообщить лечащему врачу.

2 этап. Оценка состояния пациента. На данном этапе нужно разобраться, какие симптомы ведущие, а какие имеют вторичное значение для этой болезни.

После постановки предыдущего диагноза назначается первичное лечение, которое медицинская сестра должна правильно исполнять (дозы, курс, прием медикаментов).

Эти мероприятия являются предварительными, окончательный диагноз ставится после всех диагностических мероприятий, которые могут занимать некоторое время (например, анализ мокроты).

3 и 4 этапы. Составление и реализация плана корректного лечения. Терапия заключается в правильном режиме, диете, физиотерапевтических процедур и фармакотерапии. Как правило, пациентам назначают постельный режим с полным покоем и специальное питание. Медсестра обязана следить за правильным приемом препаратов и за состоянием пациента.

Кроме того медперсонал должен оказать пособие и помощь при:

  • отхаркивании с помощью шпателя;
  • использовании ингалятора;
  • постановке клизмы;
  • проведении гигиенических процедур на коже во избежание пролежней.

Также в сестринский уход входит контроль за проветриванием палат и за проведением влажной уборки. Сестринский процесс считается эффективным, если у пациента нормализируются физиологические показатели, анализ крови, устраняется кашель и боль в грудной клетке. Лечащий врач ставится в известность при наличии любых осложнений у пациента.

5 этап. Результаты лечения. Ребенок поправится намного быстрее при правильно назначенном лечении и обеспечении максимального ухода за ним. Если за 2 недели состояния больного ребенка не улучшается, терапию корректируют вместе с диетой.

Если лечение эффективное, маленького пациента выписывают. Обычно после выписки на протяжении года ребенок наблюдается у участкового врача. В обязанности медсестры в постреабилитационном периоде входят:

  • дача рекомендаций родителям по дальнейшей реабилитации;
  • режиме питании и профилактике рецидивов пневмонии;
  • информирование об оздоровительных санаториях и спортивных секциях, посещение которых закрепит результат выздоровления.

Длительность и принципы лечения пневмонии у новорожденных описаны здесь;

Осложнения и восстановление после пневмонии ребенка младшего возраста: статья;

Питание: диета и правила формирования рациона

Обычно дети намного капризнее взрослых из-за чего им сложно объяснить зачем нужна диета и почему некоторые блюда нельзя кушать. Поэтому в обязанности медсестры входит контроль за своевременным приемом «правильной» пищи.

Питание для ребенка должно быть калорийным, свежим и своевременным. Продукты можно варить, парить, но нельзя жарить. Порции должны бить небольшими, хорошо измельченными, приемы пищи должны быть частыми. Рацион отличается в период пика болезни и после нее.

В период острого процесса с повышением температуры блюда должны включать большое количество воды. В такой период рекомендуется растительно-молочная диета, включающая в себя:

Когда температура понижается, рацион можно разнообразить кисломолочными продуктами, зерновыми, зелеными овощами, фруктами, а также диетическим мясом. Все они должны быть полезными, их можно комбинировать по индивидуальным предпочтениям.

Период выздоровления, как правило, характеризуется появлением аппетита. Все предыдущие правила формирования рациона должны по-прежнему соблюдаться, однако к ним могут добавляться некоторые группы продуктов:

  • крупы (гречка, овсянка, рис) в виде каш с молоком или без;
  • йогурты, кефиры и другие кисломолочные продукты для восстановления микрофлоры кишечника;
  • разнообразные овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды;
  • отварное или паровое мясо в виде котлет, тефтелей для восстановления запасов полезных веществ после болезни.

Массаж

Многие считают, что лечебный массаж нужен только при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Это не так. Благодаря этой несложной манипуляции мышцы дыхательных органов укрепляются, кровообращение в паренхиме легких активизируется, нормализируется вентиляция и улучшается процесс отхождения мокроты.

Массаж назначают детям при пневмонии в комплексе с другими терапевтическими манипуляциями, но исполняют его разными техниками, исходя из индивидуальных назначений. Выделяют такие виды массажа:

  • дренажный. Такой массаж назначают даже грудничкам. Он помогает при отхождении мокроты;
  • баночный. Его действие направленно на улучшение циркуляции крови и нормализации теплообмена кожи;
  • точечный. Он дает общеукрепляющий эффект, повышая иммунитет;
  • перкуссионный. Способствует нормализации вентиляции легких и отхождению слизи;
  • медовый. Мед хорошо впитывается через кожу, заставляя сосуды в области легких работать активнее. Он также благотворно воздействует практически на все органы и ткани, насыщая их полезными веществами.

Положительного эффекта от массажа можно добиться только при правильном его проведении. Массаж проводится за 10-15 минут за 2 часа до приёма пищи, сна или после пробуждения. Курс массажа подбирается индивидуально для каждого ребенка, но в среднем составляет 8-10 посещений.

Видео о дренажном массаже:

Дыхательная гимнастика

Кроме массажа, важное значение в лечении и профилактики воспаления легких играют ЛФК и дыхательная гимнастика. Поскольку при пневмонии разрушается ткань альвеол, у больного ребенка развивается дыхательная недостаточность. Это ведет к нарушению нормального газообмена между альвеолами и эритроцитами крови, а значит к кислородному голоданию.

В процессе сестринского ухода медсестра учит родителей и детей правильному дыханию и расслаблению. Гимнастика включает в себя разминку, ходьбу, легкие физические нагрузки с постоянным контролем дыхания. Пациентам все это время нужно глубоко дышать через нос по 10-15 минут ежедневно. После выписки такие упражнения продолжаются дома самостоятельно в течение срока, рекомендованного врачом.

Дыхательная гимнастика у детей на примерах:

Заключение

Правильно организованный сестринский уход ускоряет процесс выздоровления ребенка. Немедикаментозные лечебные мероприятия (дыхательная гимнастика, физкультура, массаж, диета) должны проводится дома после выписки, а ребенок, перенесший пневмонию, должен находится на диспансерном наблюдении у участкового педиатра в течение срока, рекомендованного лечащим врачом стационара.

Использованные источники: krepyshok.com

Сестринский уход при пневмонии

В каких случаях нужно сестринское вмешательство

Сестринский процесс при пневмонии важен для каждого заболевшего, зачастую близкие и родные люди не имеют возможности осуществить необходимый уход за ним. Почти все лечебные заведения предоставляют такую услугу. Обеспечение грамотного ухода является важным критерием для заметного ускорения выздоровления и предупреждения появления осложнений. Но такая услуга предоставляются не всем, при обычном воспалении легких, когда болезнь проходит в относительно легкой форме и лечится в домашних условиях, особая нужда в сестринском уходе отсутствует. Но все же медсестра должна регулярно посещать заболевшего человека. Особенно данный вариант подходит для подростков и молодых людей. Помимо возраста и степени тяжести патологии, большое значение имеет общее состояние организма человека и присутствие сопутствующих заболеваний. Лечение под наблюдением медицинской сестры показано, когда пневмония имеет следующие формы:

  • Очаговая – если невозможно обеспечить уход в домашних условиях, либо болеет маленький ребенок.
  • Крупозная — это связано с тем, что она поражает одновременно два легких и активно развивается.
  • Интерстициальная, когда распространение инфекции вызывает дыхательную недостаточность.

Также показаниями к сестринскому вмешательству являются следующие случаи:

  • Заболевают дети или пожилые люди
  • Воспаление затрагивают большую область
  • Болезнь сопровождена осложнениями.

Тогда длительность лечения до полного выздоровления пациента и вероятность появления осложнений полностью зависит от организации ухода и грамотой работы медсестры. Пациенту важно постоянное соблюдение графика приема медикаментов и других лечебных мероприятий. Для того чтобы оказать своевременную и квалифицированную сестринскую помощь, важно соблюсти строгую этапность плана и последовательность назначенных процедур.

Основные этапы сестринского ухода

Сестринская помощь при пневмонии включает в себя пять основных этапов:

  1. Сбор анамнеза, изучение карты больного, поступившего на терапию, с целью оценки его состояния. На этом этапе медицинская сестра выстраивает общение с пациентом, узнает его жалобы, уточняет историю течения заболевания, измеряет его температуру, артериальное давление, пульс и частоту дыхания. На основании этих данных происходит оценка полной картины, которая важна для дальнейшей помощи.
  2. На следующем этапе медсестра на основе полученных данных о пациенте определяет все проблемы и потенциальные угрозы, чтобы скорректировать уход. К примеру, затрудненное дыхание и одышка свидетельствуют об исключении из процесса дыхания большой части легочной доли, боль в груди характерна для воспаления в области плевры, а кашель сухого характера – на ее раздражение и т.д. В современной медицине есть особенное понятие «сестринский диагноз», которое закреплено на уровне закона. Оно значит, что медсестра должна обосновать любые предположения, касающиеся состояния здоровья пациента.
  3. Учитывая первые два этапа, разрабатывается план сестринского вмешательства с определенными целями и задачами. К примеру:
  • Устранение одышки за сутки
  • Избавление от грудных болей за несколько часов
  • Ликвидация температуры без возникновения осложнений
  • Переход от сухого кашля к влажному за 2-3 суток.

К каждому пункту плана подробно прописываются способы его достижения. Медицинская сестра наблюдает за состоянием пациента в динамике и в случае каких-либо изменений она акцентирует на этом внимание лечащего врача.

  1. Осуществление непосредственного сестринского вмешательства, которое производится по всем правилам. Оно должно быть корректным и каждодневным. Необходимо соблюдать цикличность и помнить о том, что именно от нее зависит результат борьбы с патологией.
  2. Контроль эффективности сестринской помощи, корректировка плана при плохих результатах от лечебного процесса и отсутствии ожидаемого эффекта. Если все сделано грамотно, то выздоровление должно наступить в среднем через 14 дней.

После выписки человек обязан быть под наблюдением врача терапевта в поликлинике по месту жительства, чтобы заболевание не повторилось. Полное восстановление организма после перенесенной пневмонии наступает только через год. Медсестра должна объяснить пациенту, что для восстановления приоритетным должно быть полноценное питание, закаляться, ограничить свою физическую активность, забыть о вредных привычках и соблюдать режим труда и отдыха.

Особенности ухода за пациентом

Для того чтобы выполнить задачу по организации требуемого ухода и обеспечению условий для наиболее эффективной терапии медицинской сестре нужно следить за условиями в палате, где лежит пациент, позой, в которой он находится, общим состоянием, своевременным приемом лекарственных средств и прохождением назначенных процедур, питанием и гигиеной.

  1. Помещение, в котором лежит пациент, должно регулярно проветриваться и увлажняться, воздух нужен теплый, но влажный и свежий. Сквозняки должны быть исключены. В палате следует регулярно убираться с использованием дезинфицирующих средств.
  2. Так как при пневмонии рекомендован постельный режим, то в обязанности медсестры входит оказание помощи больному, чтобы он принял правильную и удобную позу, которую надо менять каждые 2-3 часа, чтобы избежать образование пролежней. Также важно, чтобы кровать в области головы пациента была приподнята. Кроме этого, медицинская сестра должна научить его правильной технике дыхания и расслабления для сохранения полного покоя организма.
  3. Гигиена больного заключается в регулярной смене постельного и нательного белья, каждодневном мытье открытых участков кожи теплой мыльной водой, промывании рта слабым содовым раствором, подмывании после туалета, мытье рук до приема пищи и по мере загрязнения.
  4. Медицинские процедуры:
    • Проведение назначенных инъекций и инфузий.
    • Принимает меры для понижения высокой температуры: обтирания, теплое обильное питье, жаропонижающие средства.
    • Если плохо отходит мокрота, медсестра проводит регулярный дренаж и помогает больному очистить нос и рот от накопившейся слизи.
    • Контроль за естественными физиологическими нуждами пациента, подача мочеприемника или утки, при длительных запорах делается клизма.
    • Выдает больному в нужное время назначенные медикаменты и делает другие назначенные процедуры (компрессы, горчичники и т.п.).
  5. Правильный режим питания, который предполагает частое употребление пищи небольшими порциями. Наиболее подходят куриный бульон, тушеные овощи, рыба, кисломолочная продукция. Важно много и часто пить, не менее трех литров в сутки, наиболее предпочтительны соки, морсы, компот, отвар из шиповника, очищенная вода комнатной температуры. При отсутствии аппетита уменьшается количество пищи, и делается акцент на питье. По мере выздоровления пациенту разрешается перейти на общий стол.
  6. В лечении крупозной пневмонии на особом месте находится дыхательная гимнастика. Медсестра учит больного ее делать пока он не поднимается с постели, а по мере улучшения состояния подключает лечебную гимнастику. В процессе выздоровления пациент должен увеличивать физические нагрузки.
  7. Медсестра следит за цветом кожи больного, за его артериальным давлением, пульсом, дыханием, температурой и ставит в известность врача о произошедших изменениях.

Сестринская работа при пневмонии у детей

План сестринского вмешательства при остром воспалении легких у детей включает в себя следующее:

  1. Изолировать ребенка, ограничив общение с другими людьми.
  2. Обеспечить физический и эмоциональный покой больному.
  3. Поддержание комфортного климата и влажности воздуха в помещении, где находится ребенок. Регулярное проветривание и уборка.
  4. Витаминное и соответствующее возрасту питание, обильное питье.
  5. Постоянное наблюдение за состоянием больного, за его температурой, дыханием, пульсом, общим состоянием.
  6. Делать прописанные врачом процедуры и давать необходимые медикаменты.
  7. Следить за позой ребенка
  8. Консультирование ребенка и его родителей о состоянии здоровья.

У детей течение заболевания происходит более тяжело и может возникнуть много осложнений, поэтому сестринское вмешательство должно быть особенно внимательным и ответственным. Помимо критериев, описанных выше, необходимо провести обучение ребенка и его родителей корректному дыханию, технике вибрационного массажа, который нужен для отхождения мокроты, провести с ними практические занятия.

При грамотной организации сестринского процесса при пневмонии у детей наступает выздоровление, после которого необходимо наблюдение участкового педиатра.

Уход медсестры при восстановительном периоде

После перенесенного острого воспаления легких важно пройти курс реабилитации, который заключается в физиотерапевтических процедурах и в лечебной физкультуре. Основными из которых являются:

  • Соляно-щелочные ингаляции, которые делаются через небулайзер на протяжении 5 минут три раза в сутки. Курс длится не менее 14 дней.
  • Ингаляции Амбробене, также делаются с использованием небулайзера по 5 минут три раза в сутки на протяжении двух недель.
  • Ингаляции с диоксидином – происходит через небулайзер по 5 минут один раз в сутки, курс от двух недель.
  • Электрофорез с витаминным раствором.

Работа медсестры физиотерапевтического кабинета заключается в контроле за правильной техникой выполнения процедур, а также чтобы промежуток времени между ингаляциями был не менее 15 минут. Такое лечение позволяет быстрее выводить мокроту из органов дыхания, улучшать вентиляцию бронхов.

Что касается лечебной физкультуры, то ее проводит специально обученный тренер, имеющий медицинское образование, в группах по несколько человек. Эта программа включает очень щадящую нагрузку, которая не может причинить вреда после перенесенного серьезного респираторного заболевания. Даже после выздоровления есть вероятность развития проблем и неблагоприятных осложнений. Часто образуются участки фиброза легких, которые могут прослеживаться на рентгеновском снимке всю последующую жизнь и при стечении неблагоприятных обстоятельств давать клинические проявления. Если же у человека не наблюдается каких-либо осложнений пневмонии, то период восстановления длится, как правило, пару недель.

Детям после перенесенного заболевания рекомендуется оформление специальной группы по физическому воспитанию, которые предполагают проведение физических нагрузок только со специально обученным тренером в лечебно-физкультурном комплексе.

Использованные источники: lekhar.ru